Побродив по просторам интернета обнаружил следующую информацию:
Организация вправе учесть расходы на проезд в такси до аэропорта и обратно, оплаченные работниками в командировке при условии, что подтверждающие документы оформлены надлежащим образом.
Организация при расчете налога на прибыль вправе учитывать расходы на проезд работника к месту командировки и обратно это указано в абз. 2 пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.
При этом расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы, а документы должны соответствовать требования законодательства РФ п. 1 ст. 252 НК РФ.
Минфин России в Письме от 04.10.2011 № 03-03-06/1/621 указывает, что документы, которые подтверждаютрасходы сотрудника в командировке на проезд в такси до аэропорта и обратно должны быть оформлены согласно Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом(утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112). Аналогичной позиции придерживаются и налоговые органы (Письмо УФНС России по г. Москве от 06.08.2009 № 16-15/080978).
Итак, какие документы должны быть оформлены?
Поставщик услуг такси для подтверждения оплаты должен выдать один из двух документов
- кассовый чек, если применяет ККТ, или
- квитанцию на оплату пользования легковым такси, которая должна содержать реквизиты, перечисленные в Приложении № 5 к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
При отсутствии данных документов либо обязательных реквизитов в квитанции такси расходы на такие услуги учитывать неправомерно.
Отметим, что в последнее время контролирующие органы соглашаются с тем, что расходы на такси сотрудника в командировке можно учесть как при проезде до аэропорта и обратно, так и при проезде (перемещении) на такси в месте командировки. Но при условии их экономической обоснованности и документального подтверждения.
Такие разъяснения содержат Письма Минфина России от 27.08.2009 № 03-03-06/2/162, от 31.07.2009 № 03-03-06/1/505, УФНС России по г. Москве от 29.11.2010 № 20-15/124949.
При этом налоговые органы зачастую проверяют экономическую обоснованность расходов на такси при перемещении работника в месте командировки.
Обоснованность расходов в этом случае вы можете подтвердить, предварительно оформив:
- заявление сотрудника с просьбой обеспечить проезд на такси в связи с возможными сбоями в работе городского транспорта, существующей необходимостью доставки важных документов и т.п.
- указание в Положении о командировках на случаи, в которых организация возмещает работнику расходы проезд на такси в месте командировки.
Отметим, что до 2008 г. Минфин России не соглашался признавать расходы на такси работников в командировке (Письма от 10.05.2006 № 03-03-04/2/138, от 26.01.2005 № 03-03-01-04/2/15).
В тот период действовала Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 № 62 "О служебных командировках в пределах СССР" (далее - Инструкция № 62).
В Инструкции была прямо исключена оплата командированному работнику расходов на такси до места командировки и обратно, также до аэропорта и обратно (п. 12 Инструкции № 62). На основании этого пункта Минфин России запрещал учитывать расходы на такси при исчислении налога на прибыль.
В настоящее время применяется новое Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749. В нем не предусмотрено ограничений по расходам на такси командированного сотрудника (п. п. 11, 12 Положения).